Агрессия: "за" и "против"

Вам нравятся агрессивные люди? Они кричат, ругаются, краснеют, размахивают

руками, огрызаются -  это  в лучшем случае, а в худшем могут бросить  в вас

какой-нибудь предмет или ударить, я уже не говорю о более жестких мерах физического воздействия. Мне тоже не очень нравиться такое поведение людей, особенно в

мой адрес.  Однако, мы с вами,  мирные граждане, тоже бываем агрессивны.  Вот толкнул вас в метро какой-нибудь хам, что, промолчите? Или подошел коллега на работе к вашему столу и начал на нем перебирать ваши документы, а вы его об этом не просили.  Какова будет ваша реакция? Конечно, первый раз можно и вежливо намекнуть, мол, не стоит уважаемый на моем столе без спросу хозяйничать.  А если он делает это регулярно?  А ему все равно до ваших вежливых замечаний… то -то…

Выходит,  агрессия не так уж плоха,  и не стоит ее сразу красить в черный цвет.

Так где же та грань,  между “ здоровой” агрессией и опасной для жизни окружающих?

То есть фактически грань между  мотивированным агрессивным поведением и  устойчивым свойством личности.

Вообще,  агрессия в переводе с греческого,  означает нападение.  А чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение причинить другому лицу ущерб или оскорбление, а не просто приводить к таким последствиям из-за случайного стечения обстоятельств.  А вот,  например,  одно из интересных определений агрессии, которое наглядно показывает, что у агрессии  может быть  как  отрицательное свойство,  так и положительное.  

Агрессия — это намеренное насильственное воздействие субъекта (субъектов) на живой или неживой объект, имеющее целью изменить его статус-кво (т. е. текущее, существующее положение дел, физическое или психическое состояние).  Автор дает  пояснения к этому определению, касающиеся частностей.

Первое: что значит насильственно изменить статус-кво: 1) это заставить кого-то сделать что-то вопреки его желанию: отдать что-то, уйти или остаться, выполнить требование или задание, почувствовать психологический дискомфорт, действовать не так, как задумано, и т. д. или 2) уничтожить или повредить какие-либо неживые объекты из хулиганских или других антиобщественных побуждений. 

Второе:  в определении  намеренно не говорится о последствиях агрессии, так как они могут быть для ее жертвы как отрицательными, так и положительными.  В  определении не говориться, кто является жертвой агрессии: ею может быть как другой человек (другие), так и сам субъект.  В определении ничего не говорится о причинах агрессии, поскольку она может как  быть вызвана  враждебным отношением к кому-либо, так и возникнуть без него (например, голодный отнимает хлеб у прохожего без всякого чувства вражды к нему, а потому, что хочет есть; или родитель наказывает свое дитя за непослушание при любви к нему, желая  воспитать его достойным и полезным для общества человеком, и т. д.).

Именно поэтому,  ряд зарубежных и отечественных психологов не только оправдывают проявление агрессивности, но и считают ее необходимым условием активности личности (Г. Аммон (1995); А. Адлер (2000); Э. Фромм (1999); Г. Паренс (1999); Р. Мэй (2001); Winnicott (1958); Storr (1968); Н. Д. Левитов (1972); Л. Серова (2000) и др.).

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:

• физическую — использование физической силы против другого лица или объекта;

• вербальную — выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань)

 

Исходя из открытости проявления выделяют:

• прямую — непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;

• косвенную, выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а так-же действиях, характеризующихся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

 

Исходя из цели выделяют:

  • враждебную агрессию,
  • инструментальную агрессию.

Фешбах (Feshbach, 1964) видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается.

 

Исходя из причины выделяют:

  • реактивную  агрессию,
  •  проактивную агрессию.

Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия — это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия — когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи (Dodge,Coie, 1987) предложили использовать термины «реактивная» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу.

 

Исходя из направленности на объект: ауто- и гетероагрессия.

Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя (самоубийство). В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором — об аутоагрессии.

 

Каковы  же мотивы агрессивного поведения, и как они формируются?

 Процесс  формирования  мотива агрессивного поведения складывается из нескольких этапов.

Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего  стимула.  Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния — досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость,  с появлением которых,  и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока  абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее  желание?  (наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства). На  последней стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т. е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению

побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается.

Однако, возразите вы,  в процессе любого обсуждения «скрыта искра» конфликта. Конечно! Но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость»,

«конфликтность»), подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. А вот это уже свойства личности. Эти свойства и  создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Именно такие субъекты сами могут способствовать перерастанию конфликтной ситуации в конфликт. Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения, влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность».  Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Очевидно, что чрезмерное тщеславие и приводит к обидчивости, заносчивости, роль которых для возникновения агрессивного поведения,  значительна.

 

Так все-таки «за» или «против» ?

Человеку естественно защищать свои границы от вторжения непрошенных, неприятных ему людей. Он будет защищать свою Родину, свой дом, близких и, конечно же,  себя. И сделать он сможет это,  только проявив агрессивное поведение. Являясь необходимым механизмом адаптации, агрессия побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.  Агрессия  - это  огромная движущая сила, которая позволяет человеку преодолевать порой с первого взгляда труднопреодолимые препятствия.  И вот такую агрессию, такое поведение мы можем назвать – «здоровой агрессией».

 

Психолог Татьяна Ларова

 

Список литературы:

  1. Ильин Е. П.  Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.
  2. Румянцева Т.Г. «Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке», М., 1991.