Влияние травмы на формирования образа "Я"

Что мы думаем о себе? …. А на самом деле? … То что мы думаем о себе на самом деле отражается в отношении других к нам, в  обстоятельствах,  в которых мы живем, и в которые попадаем (иногда по нескольку раз, ходя по кругу), в успехах, которые мы достигаем.   А кто нам сказал,  что мы именно такие? Или почему что-то  не выходит, если  «Я  же хороший» ? 

Наш образ «Я» и отношение к себе  начинает формироваться  в раннем детстве и продолжается, по сути,  до конца жизни. Процесс формирования личности происходит постепенно – сначала ребенок усваивает нормы, контактируя с ближайшим окружением, потом социальные роли, и далее духовные ценности. На каждом этапе, ребенок получает информацию  о себе из-вне, и всегда этот процесс идет от внешнего к внутреннему.  Важно понимать, что чувство «Я» не рождается изнутри, а есть отражение восприятия человека другими людьми, принятия его и отношений к нему. То есть индивид, живя в определенной среде и обстоятельствах, как бы встраивает  в себя системы правил, норм, ценностей  и формирует свой образ  «Я». Так вот травматическое событие (или систематическое пребывание в  состоянии стресса)  – это тоже часть той среды и обстоятельств,  в которых  живет индивид. 

Таким образом,   травма может внести в наш образ «Я»  значительные корректировки.

Подробно о травме (травматическом стрессе) я писала ранее в статье  «Стресс, травма, посттравматическое расстройство».

В настоящей статье я бы хотела подробнее раскрыть  влияние последствий  уже случившейся травмы на формирование личности в целом  и  «образа Я».

Травма, полученная в детском  или  подростковом возрасте, когда закладываются основные черты личности, мотивы и потребности, защиты и установки,  разрушает привычные представления о себе и формирует новые.  Ребенок, переживший подобные события, со временем адаптируется, травма вымещается в бессознательное,  и   жизнь, казалось бы, идет своим чередом. Но  деструктивная установка начинает действовать на уровне бессознательного и «подсказывать» взрослеющему ребенку,  как надо жить, т.е.  формирует новые  мотивы и  потребности.   Обычно, это не одна установка, их несколько, и между ними прослеживается связь.

Приведу пример  установок,  с которыми зачастую приходится сталкиваться в процессе консультирования:  «я не заслуживаю  любви», «я не достойна хорошего отношения»,  «я неудачник», «я не могу получить то что хочу», «я не заслуживаю …»,       «я не имею никакого значения»,  «я не такой как все»,  и пр.     Конечно, такие установки  будут формировать неуверенную в себе личность, которая не может построить здоровых личных отношений, удачную карьеру, быть принятой  в обществе среди сверстников и т.д. 

Таким образом, речь идет о самооценке,  о нашем представление  о себе, о  нашем бессознательном образе «Я»,  и о том что  повлияло на этот образ.  Поэтому  работать над самооценкой надо начинать   с поиска деструктивных  установок о себе и переработке травм, которые их вызвали. Лучше это делать совместно со специалистом в индивидуальной консультации.   Только таким образом можно изменить представление о себе в лучшую сторону.  

Чем в более раннем возрасте получена травма, тем  больше потребуется времени на определение установок, которые она сформировала, их переработку и дальнейшую адаптацию. Сейчас много тренингов по поднятию самооценки, так вот,  имея опыт работы  с травмами, могу сказать – на тренинге  не возможно переработать травму – это индивидуальная работа, просто читать аффермации  «я хороший, я любимый и пр»  и настраивать себя - не работает!  Ну это как прийти ко врачу с серьезным переломом,  когда требуется операция, а вам наложат бинт и скажут – заживет!

Психолог  Татьяна Ларова